13 апреля на Маленькой сцене РАМТа пройдёт премьера спектакля Филиппа Гуревича «Василисса» по пьесе Марии Малухиной. Постановка выросла из эскиза, представленного во время осенней лаборатории РАМТа.
Пьеса Марии Малухиной «Василисса» была создана осенью 2020 года в рамках Мастерской детской драмы «10 минус», о которой журнал ТЕАТР. рассказывал ранее. Каждая из пьес-участниц Мастерской создавалась специально для РАМТа и на стадии эскизных показов оставалась текстом формата work-in-progress. Эскиз по «Василиссе», теперь доработанный до полноценного спектакля, делал режиссёр Филипп Гуревич.
«Василисса» Филиппа Гуревича — спектакль для подростков (12+) и их родителей. Заглавная героиня отправляется в «роуд-муви по русскому фольклору», как обозначен жанр спектакля, преодолевая границу между двумя мирами — привычным пространством деревни и сказочно-хтоническим лесом, населённом древней нечистью. В рамках ироничной сказки-страшилки драматург Мария Малухина, а вслед за ней и команда спектакля задаются вопросами о человеческой нетерпимости и природе зла. Форму для объединения этих линий создатели постановки нашли в экспрессионистском кино и сериалах Netflix’а.
Подробнее о темах и форме спектакля «Василисса» Филипп Гуревич рассказал журналу ТЕАТР.: «Василисса, как героиня сериала „Очень странные дела“, вдруг осознаёт, что в ней есть сила, не поддающаяся объяснениям. Во время путешествия она начинает понимать, что вообще отличается от обычных людей. Сперва приходит отрицание, потом она чувствует, как в ней побеждает тёмная сторона, но в итоге Василисса соединяет два мира и понимает, что быть странным и непохожим на всех — это нормально. И это, конечно, ответственность.
Всё вместе — про принятие себя и про подростков, для которых эта проблема особенно актуальна: не бояться того, какой ты. Но и про принятие другого, умение войти в его положение. Мы ведь зачастую не пытаемся понять, что бывают другие люди, вероисповедания, взгляды, — либо боимся их и отстраняемся, либо говорим: раз это не наше, пойдём на него войной и искореним. Мы привыкаем к определённым поведенческим паттернам и не хотим включаться, мы нетерпимы (Гриффит снял гениальную „Нетерпимость“ в 1916 году, а понятие актуально до сих пор).
Мир леса и мир людей — по сути, одно и то же, только лес — это что-то „видоизменённое“. Поэтому я решил отталкиваться от художественного языка фильмов немецкого экспрессионизма — лес стал геометричным, ломаным, а мир людей — „округлым“. Отсылки к экспрессионистскому кино остались в гриме, отчасти — в гротесковом существовании актёров и световых решениях. От сказок как таковых тут скорее воспоминание о ГИТИСовском подходе к ним в духе „бедного театра“. А вот система роуд-муви была важна: по сюжету, всё время меняются локации, поэтому мы развернули зал, сделали его „длинным“, и стало можно играть в разных точках пространства, обыгрывая все стенки и подоконники, помещать артистов „в разные плоскости“».
В спектакле заняты артисты младших поколений театра: Полина Лашкевич (Василисса), Анна Дворжецкая (Мама, Змейка), Алексей Гладков (Папа), Константин Юрченко (Балибошка, Потап, Берендей), Денис Фомин (Летавец, Лихо, Микола), Владимир Зомерфельд (Белояр) и Полина Виторган (Полуденница, Русалки, Матрёна).
Соавторами Филиппа Гуревича в работе над спектаклем стали художница Анна Агафонова, выпустившая с ним уже несколько лабораторных работ и «полнометражных» спектаклей — в частности, «Светит, да не греет», — и художник по свету Павел Бабин, с которым Гуревич также работал ранее над несколькими спектаклями («Ганди молчал по субботам» и «Мам, а кто это на фото?»).
Напомним, Филипп Гуревич — актёр, режиссёр. Окончил Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина (мастерская Дмитрия Кознова) в 2009 году и режиссёрский факультет ГИТИСа (мастерская Олега Кудряшова) в 2018 году. Как режиссёр поставил спектакли «Ганди молчал по субботам» в «Школе современной пьесы», «Светит, да не греет» в Театре им. М.Н. Ермоловой, «Мам, а кто это на фото?» в «Современнике», «Белые кораблики» в рязанском «Театре на Соборной», «Нулин. Театральный Anecdote» в «Творческом объединении 9».
Источник: oteatre.info