В Петербурге в начале ХХ века Валентин Серов был одним из самых известных и модных художников. Клиенты записывались в очередь, чтобы заказать у него портрет. Живописец требовал от каждого множества сеансов — иногда до сотни, тщательно продумывал образ и его детали и практически никогда не повторял собственные приемы, которые обычно упрощают работу художникам. Свой любимый жанр Серов называл «Портрет Портретыч», однако создавал и жанровые полотна, и театральные декорации, и иллюстрации для книг. Про свои картины он говорил: «Я хочу писать отрадное». Смотрите на знаменитые работы известного художника и читайте, как они появились. «Девочка с персиками» Валентин Серов создал «Девочку с персиками» в усадьбе Абрамцево — имении Саввы Мамонтова. Серов, как и многие другие художники — участники «Абрамцевского кружка», часто гостил там. На картине изображена дочь мецената — Вера Мамонтова. Над полотном Серов работал почти два месяца: начал летом, а закончил в сентябре. Все это время Вера Мамонтова позировала ему по несколько часов в день. Исследователи называют «Девочку с персиками» одним из первых российских полотен с чертами импрессионизма. Художник тонко выписал лицо Веры Мамонтовой, а вот ее блузу, скатерть с персиками и задний план картины передал более крупными мазками. Серов использовал чистые цвета, накладывая их вплотную друг к другу, чтобы передать оттенки мебели, предметов и стен. А пейзаж за окном и вовсе изобразил схематично и условно. Всё, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, — вот как у старых мастеров. Вера Мамонтова стала моделью не только для Валентина Серова: ее писали на своих полотнах Илья Репин, Михаил Врубель и Виктор Васнецов, который объяснял это так: «Это был тип настоящей русской девушки по характеру, красоте лица, обаянию». «Девушка, освещенная солнцем» На одной из самых «отрадных» картин Серова изображена его кузина Мария Симонович. Художник писал ее в усадьбе Домотканово, в старом саду под липами. Он просил двоюродную сестру во время сеансов вспоминать приятное, сидеть неподвижно и сохранять одно и то же выражение лица. Это полотно — также одна из импрессионистских работ Валентина Серова. Художник планировал написать его именно в саду, где свет и тень создают переливы красок. Он прорабатывал блики мелкими цветными мазками — можно заметить, как живописец «собрал» из разных оттенков светлую блузку Марии Симонович. Картину почти сразу же выкупил за большие деньги Павел Третьяков, и на первой выставке она уже висела с табличкой «Собственность Третьякова». Когда мы пришли в ту комнату, где она висела, и остановились у «Девушки, освещенной солнцем», он долго стоял перед ней, пристально ее рассматривая и не говоря ни слова. Потом махнул рукой и сказал, не столько мне, сколько в пространство: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло: тут весь выдохся…» Портрет Николая II К концу XIX века Валентин Серов стал знаменитым и модным в Петербурге художником. Заказчики портретов записывались к нему в очередь. Среди них были и члены императорской семьи: Серов писал великих князей Михаила Александровича и Павла Александровича, императоров Александра III и Николая II. В 1900 году художник закончил домашний портрет Николая II, царь хотел подарить его императрице Александре Федоровне. Полотно Серов написал всего за два сеанса. Сначала работа не ладилась и живописец никак не мог сделать удачный набросок. Потом Николай, утомившись, присел за стол — этот момент и «схватил» Валентин Серов. Он сразу же создал копию картины, потому что императрице портрет не понравился: она была в комнате во время сеансов и давала художнику советы. В один момент Серов предложил Александре Федоровне самой закончить картину. Она вышла, а художник продолжил работать. Парадные портреты знати в ту эпоху были полны роскошных атрибутов — изящные одеяния, знаки отличия, торжественные интерьеры. Николай же изображен в своей повседневной одежде — тужурке лейб-гвардии Преображенского полка. Портрет выглядит эскизом: он написан крупными мазками, цветовые переходы грубоваты, фигуру императора окружает контур, а фон обозначен условно — неясная серая поверхность. В этом была задумка Валентина Серова: изобразить не возвышенный образ императора-небожителя, а человека, которому присущи обычные, «земные» качества. «Выезд Екатерины II на соколиную охоту» В 1900-х годах Валентин Серов вместе с другими участниками художественного объединения «Мир искусства» иллюстрировал издание «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси». Это был уже третий том, он рассказывал о ритуалах конца XVII — начала XVIII века. Серов сделал иллюстрации, посвященные Петру I, Петру II и цесаревне Елизавете Петровне, а также Екатерине II. Художник использовал для рисунков разные приемы и подходы. Сцена охоты Петра II полна динамики: мчатся лошади, несется борзая, взвивается стая птиц на дальнем фоне. Уравновешивают головокружительную гонку лишь фигуры крестьян, которые почтительно замерли. Художник обозначил множество мелких деталей: детали туалета и богатое убранство лошадей, церквушку на фоне и даже кудрявую шерсть собаки. А вот иллюстрация «Выезд Екатерины на соколиную охоту» более спокойна, царский охотничий кортеж полон величавости. Серов написал его плавными широкими мазками, оставил много воздуха и передал атмосферу раннего вечера, когда только начинает смеркаться. Он не уделял особого внимания элементам императорских нарядов и конской сбруи. Это не азартная гонка, а лишь ритуальная прогулка для императрицы преклонных лет. Анна Павлова в балете «Сильфиды» Афишу для Русских сезонов Сергея Дягилева Валентин Серов создал в 1909 году. Это были первые балетные Сезоны, Дягилев ставил в столице «Сильфиды». Анна Павлова на тот момент была уже известной танцовщицей, а афиша с ее изображением стала не менее знаменитой работой — ее расклеили по всему Парижу. Участник Русских сезонов Лаврентий Новиков вспоминал: «Портрет Павловой работы Серова вызвал более откликов в печати, чем сама Павлова». Балерина позировала художнику 11 сеансов. Ей приходилось замирать в одной позиции, чтобы он мог уловить движение. В итоге Серов нарисовал Павлову всего несколькими штрихами — в натуральную величину, мелом на холсте, покрытом синей краской. Легкий рисунок олицетворял легендарную виртуозную технику балерины, с которой она «порхала» по театральным сценам. Современники сравнивали Павлову с пушинкой и облаком, танцующим осенним листком и даже языками пламени. …Каким прелестным, каким благородным казался этот огромный синий лист с рисунком порхающей «Жизели» среди крикливых ярмарочных реклам парижских улиц. Как напоминает он мне теперь прошлогоднюю весну, наши «триумфы», как отвечал он благородному успеху русского искусства в столице мира. «Похищение Европы» В 1907 году Валентин Серов путешествовал по Греции вместе с Львом Бакстом. Художники побывали на острове Крит, изучали фрагменты древнего Кносского дворца и его фресок. У Серова родилась идея создать полотно на античный сюжет, и он выбрал греческий миф о том, как Зевс похитил дочь финикийского царя Европу, а после увез на Крит и женился на ней. Первые наброски к будущему полотну художник создал еще в Греции: зарисовал быков, везущих повозки. Однако натуру для героев полотна пришлось искать еще долго — в Испании, Италии и Франции, где Серов побывал позже. В итальянской деревушке Орвиетто живописец отыскал мощного быка, в парижской мастерской художника Николая Досекина — натурщицу, а из Биарицца привез эскизы с изображением морских волн. Серов закончил картину в 1910 году. Он переписывал ее несколько раз, дорабатывая композицию и выбирая цвета. Декоративное панно создано в стиле модернизма: минимум деталей, схематичное изображение, цветовые контрасты без тонких переходов. Художник выбрал для полотна коричневые и синие оттенки — в сочетании с черным это классическая гамма древнегреческих фресок. Портрет княгини Щербатовой В 1911 году князь Сергей Щербатов заказал Серову портрет своей супруги — Полины Щербатовой. Княгиня была статной красивой женщиной, и художник делал к портрету множество набросков в разных интерьерах, предлагая княгине позировать то стоя, то сидя. Наконец удачный ракурс был найден: Полина Щербатова стояла у старинной вазы екатерининских времен. Как вспоминал позже князь: »…красиво сливалась вся гамма красок платья, золотых волос, белоснежных плеч и рук, нежного румянца лица, нитей жемчугов и вазы нежно-абрикосового тона с золотом. Все вместе было восхитительно красиво. Равно как и поющие линии фигуры в этой позе». Валентин Серов сделал набросок углем. Однако портрет остался незаконченным. В назначенный день в княжеский особняк позвонил сын художника Антон Серов и сообщил: «Валентин Александрович очень извиняется, что быть не может, но… он умер». Живописец умер дома — от внезапного приступа стенокардии. Ему было всего 46 лет. Автор: Диана Тесленко
В Петербурге в начале ХХ века Валентин Серов был одним из самых известных и модных художников. Клиенты записывались в очередь, чтобы заказать у него портрет. Живописец требовал от каждого множества сеансов — иногда до сотни, тщательно продумывал образ и его детали и практически никогда не повторял собственные приемы, которые обычно упрощают работу художникам. Свой любимый жанр Серов называл «Портрет Портретыч», однако создавал и жанровые полотна, и театральные декорации, и иллюстрации для книг. Про свои картины он говорил: «Я хочу писать отрадное». Смотрите на знаменитые работы известного художника и читайте, как они появились. «Девочка с персиками» Валентин Серов создал «Девочку с персиками» в усадьбе Абрамцево — имении Саввы Мамонтова. Серов, как и многие другие художники — участники «Абрамцевского кружка», часто гостил там. На картине изображена дочь мецената — Вера Мамонтова. Над полотном Серов работал почти два месяца: начал летом, а закончил в сентябре. Все это время Вера Мамонтова позировала ему по несколько часов в день. Исследователи называют «Девочку с персиками» одним из первых российских полотен с чертами импрессионизма. Художник тонко выписал лицо Веры Мамонтовой, а вот ее блузу, скатерть с персиками и задний план картины передал более крупными мазками. Серов использовал чистые цвета, накладывая их вплотную друг к другу, чтобы передать оттенки мебели, предметов и стен. А пейзаж за окном и вовсе изобразил схематично и условно. Всё, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, — вот как у старых мастеров. Вера Мамонтова стала моделью не только для Валентина Серова: ее писали на своих полотнах Илья Репин, Михаил Врубель и Виктор Васнецов, который объяснял это так: «Это был тип настоящей русской девушки по характеру, красоте лица, обаянию». «Девушка, освещенная солнцем» На одной из самых «отрадных» картин Серова изображена его кузина Мария Симонович. Художник писал ее в усадьбе Домотканово, в старом саду под липами. Он просил двоюродную сестру во время сеансов вспоминать приятное, сидеть неподвижно и сохранять одно и то же выражение лица. Это полотно — также одна из импрессионистских работ Валентина Серова. Художник планировал написать его именно в саду, где свет и тень создают переливы красок. Он прорабатывал блики мелкими цветными мазками — можно заметить, как живописец «собрал» из разных оттенков светлую блузку Марии Симонович. Картину почти сразу же выкупил за большие деньги Павел Третьяков, и на первой выставке она уже висела с табличкой «Собственность Третьякова». Когда мы пришли в ту комнату, где она висела, и остановились у «Девушки, освещенной солнцем», он долго стоял перед ней, пристально ее рассматривая и не говоря ни слова. Потом махнул рукой и сказал, не столько мне, сколько в пространство: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло: тут весь выдохся…» Портрет Николая II К концу XIX века Валентин Серов стал знаменитым и модным в Петербурге художником. Заказчики портретов записывались к нему в очередь. Среди них были и члены императорской семьи: Серов писал великих князей Михаила Александровича и Павла Александровича, императоров Александра III и Николая II. В 1900 году художник закончил домашний портрет Николая II, царь хотел подарить его императрице Александре Федоровне. Полотно Серов написал всего за два сеанса. Сначала работа не ладилась и живописец никак не мог сделать удачный набросок. Потом Николай, утомившись, присел за стол — этот момент и «схватил» Валентин Серов. Он сразу же создал копию картины, потому что императрице портрет не понравился: она была в комнате во время сеансов и давала художнику советы. В один момент Серов предложил Александре Федоровне самой закончить картину. Она вышла, а художник продолжил работать. Парадные портреты знати в ту эпоху были полны роскошных атрибутов — изящные одеяния, знаки отличия, торжественные интерьеры. Николай же изображен в своей повседневной одежде — тужурке лейб-гвардии Преображенского полка. Портрет выглядит эскизом: он написан крупными мазками, цветовые переходы грубоваты, фигуру императора окружает контур, а фон обозначен условно — неясная серая поверхность. В этом была задумка Валентина Серова: изобразить не возвышенный образ императора-небожителя, а человека, которому присущи обычные, «земные» качества. «Выезд Екатерины II на соколиную охоту» В 1900-х годах Валентин Серов вместе с другими участниками художественного объединения «Мир искусства» иллюстрировал издание «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси». Это был уже третий том, он рассказывал о ритуалах конца XVII — начала XVIII века. Серов сделал иллюстрации, посвященные Петру I, Петру II и цесаревне Елизавете Петровне, а также Екатерине II. Художник использовал для рисунков разные приемы и подходы. Сцена охоты Петра II полна динамики: мчатся лошади, несется борзая, взвивается стая птиц на дальнем фоне. Уравновешивают головокружительную гонку лишь фигуры крестьян, которые почтительно замерли. Художник обозначил множество мелких деталей: детали туалета и богатое убранство лошадей, церквушку на фоне и даже кудрявую шерсть собаки. А вот иллюстрация «Выезд Екатерины на соколиную охоту» более спокойна, царский охотничий кортеж полон величавости. Серов написал его плавными широкими мазками, оставил много воздуха и передал атмосферу раннего вечера, когда только начинает смеркаться. Он не уделял особого внимания элементам императорских нарядов и конской сбруи. Это не азартная гонка, а лишь ритуальная прогулка для императрицы преклонных лет. Анна Павлова в балете «Сильфиды» Афишу для Русских сезонов Сергея Дягилева Валентин Серов создал в 1909 году. Это были первые балетные Сезоны, Дягилев ставил в столице «Сильфиды». Анна Павлова на тот момент была уже известной танцовщицей, а афиша с ее изображением стала не менее знаменитой работой — ее расклеили по всему Парижу. Участник Русских сезонов Лаврентий Новиков вспоминал: «Портрет Павловой работы Серова вызвал более откликов в печати, чем сама Павлова». Балерина позировала художнику 11 сеансов. Ей приходилось замирать в одной позиции, чтобы он мог уловить движение. В итоге Серов нарисовал Павлову всего несколькими штрихами — в натуральную величину, мелом на холсте, покрытом синей краской. Легкий рисунок олицетворял легендарную виртуозную технику балерины, с которой она «порхала» по театральным сценам. Современники сравнивали Павлову с пушинкой и облаком, танцующим осенним листком и даже языками пламени. …Каким прелестным, каким благородным казался этот огромный синий лист с рисунком порхающей «Жизели» среди крикливых ярмарочных реклам парижских улиц. Как напоминает он мне теперь прошлогоднюю весну, наши «триумфы», как отвечал он благородному успеху русского искусства в столице мира. «Похищение Европы» В 1907 году Валентин Серов путешествовал по Греции вместе с Львом Бакстом. Художники побывали на острове Крит, изучали фрагменты древнего Кносского дворца и его фресок. У Серова родилась идея создать полотно на античный сюжет, и он выбрал греческий миф о том, как Зевс похитил дочь финикийского царя Европу, а после увез на Крит и женился на ней. Первые наброски к будущему полотну художник создал еще в Греции: зарисовал быков, везущих повозки. Однако натуру для героев полотна пришлось искать еще долго — в Испании, Италии и Франции, где Серов побывал позже. В итальянской деревушке Орвиетто живописец отыскал мощного быка, в парижской мастерской художника Николая Досекина — натурщицу, а из Биарицца привез эскизы с изображением морских волн. Серов закончил картину в 1910 году. Он переписывал ее несколько раз, дорабатывая композицию и выбирая цвета. Декоративное панно создано в стиле модернизма: минимум деталей, схематичное изображение, цветовые контрасты без тонких переходов. Художник выбрал для полотна коричневые и синие оттенки — в сочетании с черным это классическая гамма древнегреческих фресок. Портрет княгини Щербатовой В 1911 году князь Сергей Щербатов заказал Серову портрет своей супруги — Полины Щербатовой. Княгиня была статной красивой женщиной, и художник делал к портрету множество набросков в разных интерьерах, предлагая княгине позировать то стоя, то сидя. Наконец удачный ракурс был найден: Полина Щербатова стояла у старинной вазы екатерининских времен. Как вспоминал позже князь: »…красиво сливалась вся гамма красок платья, золотых волос, белоснежных плеч и рук, нежного румянца лица, нитей жемчугов и вазы нежно-абрикосового тона с золотом. Все вместе было восхитительно красиво. Равно как и поющие линии фигуры в этой позе». Валентин Серов сделал набросок углем. Однако портрет остался незаконченным. В назначенный день в княжеский особняк позвонил сын художника Антон Серов и сообщил: «Валентин Александрович очень извиняется, что быть не может, но… он умер». Живописец умер дома — от внезапного приступа стенокардии. Ему было всего 46 лет. Автор: Диана Тесленко
Источник: culture.ru