История одного здания: новгородский «космический корабль»

История одного здания: новгородский «космический корабль»","text":" Здание Новгородского театра драмы им. Ф.М. Достоевского возвели в 1987 году на берегу реки Волхов. Его называли странным, инопланетным и даже сравнивали с космическим кораблем. Рассказываем, как в городе древнерусской архитектуры появился памятник советского модернизма и кто создавал его проект. Долгострой на берегу Волхова Первый постоянный театр в Великом Новгороде появился в середине XIX века. В одном из купеческих домов отвели помещение под сцену и зрительный зал и показывали спектакли для горожан. В труппе играли провинциальные актеры, иногда в постановках участвовали столичные артисты. Во время Великой Отечественной войны фронтовые актерские бригады выступали для солдат с монологами из спектаклей. В середине XX века на сцене драмтеатра шли советские пьесы, постановки русской и мировой классики. Труппа часто переезжала, и у нее долго не было постоянного помещения. Во второй половине 1960-х годов население Новгорода превысило сто тысяч человек. По советским нормативам крупным городам полагались новые здания театров с современным оборудованием. В 1970-х их начали строить массово, такие сооружения должны были стать архитектурными акцентами городов. Театральные режиссеры того времени искали новые подходы в искусстве, а инженеры и проектировщики — новые конструкции и формы, которые помогли бы воплотить творческие решения постановщиков. Проект драмтеатра в Великом Новгороде разработал Владимир Сомов, выпускник Московского архитектурного института. В 1970-х годах он работал в Гипротеатре — учреждении, в котором проектировали общественные здания. Место для будущей постройки выбрали на живописном берегу реки Волхов. По задумке, новое строение должно было гармонично войти в архитектурный ансамбль Новгорода с его древними памятниками. Строительство театра затянулось на десятилетие. Здание возвели в 1987 году, это было массивное сооружение с плавными линиями, остекленным фасадом и ажурными элементами во внутреннем декоре — арки и полуарки украшали фойе и зрительный зал. Перед входом в драмтеатр стояла ажурная скульптурная стела, по обеим сторонам — две башни. Появление здания в городе вызвало споры: многие горожане считали, что оно нарушает облик Новгорода. Его сравнивали с космическим кораблем — так сильно оно выделялось на фоне древней архитектуры. «Космический корабль» из железобетона Театр драмы в Великом Новгороде стал памятником советского модернизма — направления в архитектуре второй половины XX века. Характерными чертами этого стиля были остекленные фасады зданий, использование облицовочных материалов, декоративные витражи и мозаичные панно. При этом проекты разрабатывали индивидуально, учитывали региональные особенности. Архитектор Сомов проектировал сооружение именно для Новгорода и конкретного места на берегу реки. В разработке фасада участвовал Андрей Макаревич — будущий лидер рок-группы «Машина времени». Музыкант получил образование архитектора и в то время работал в Гипротеатре под руководством Владимира Сомова. Фасад украсила аркада — ряд бетонных арок, опирающихся на колонны. Сомов говорил, что во время работы над проектом его вдохновляла архитектура древнего Новгорода, церкви и храмы с арками, устремленными вверх. В фойе и в вестибюль театра проникал свет из больших окон, из них открывались виды на реку. В декоре интерьера архитектор использовал те же элементы, что и на фасаде, — арки, круги, дуги. Сомов бывал в Европе, изучал архитектурные решения и перенимал идеи, которые воплотил в конструкции сцены и зрительного зала. Для зала на 850 мест он сконструировал сцену, которая трансформировалась в 16 вариантах, чтобы режиссер мог реализовать свои замыслы. Снаружи здания построили пандусы: они вели на сцену и при необходимости по ним мог въехать внутрь автомобиль. Над партером разместился еще один, малый зал. Памятник советского модернизма сегодня Не все идеи Владимира Сомова удалось воплотить. Архитектор планировал сделать фасад здания красным, но в СССР тогда не выпускали цветной бетон. Заказывать иностранный материал было дорого, поэтому строение в итоге оставили белым. В эскизах остался и декор интерьеров: из экономии решили отказаться от цветных витражей. Две высокие водозаборные башни по сторонам от здания должны были питать фонтаны, которые так и не включили, а на их месте со временем разбили клумбы и газоны. На площади рядом с театром разместилась летняя эстрада, где можно было проводить уличные концерты и праздники. Но место было неудобным для публики, и от этой идеи тоже пришлось отказаться. Со временем некоторые элементы комплекса демонтировали, ажурную стелу перед входом разобрали из-за ветхости. Сейчас на сцене Новгородского академического театра драмы им. Ф. М. Достоевского идут российские пьесы и зарубежная классика. Здание собираются реконструировать, но сохранить его архитектурный облик. Автор: Маргарита Ковынева

История одного здания: новгородский «космический корабль»

Здание Новгородского театра драмы им. Ф.М. Достоевского возвели в 1987 году на берегу реки Волхов. Его называли странным, инопланетным и даже сравнивали с космическим кораблем. Рассказываем, как в городе древнерусской архитектуры появился памятник советского модернизма и кто создавал его проект. Долгострой на берегу Волхова Первый постоянный театр в Великом Новгороде появился в середине XIX века. В одном из купеческих домов отвели помещение под сцену и зрительный зал и показывали спектакли для горожан. В труппе играли провинциальные актеры, иногда в постановках участвовали столичные артисты. Во время Великой Отечественной войны фронтовые актерские бригады выступали для солдат с монологами из спектаклей. В середине XX века на сцене драмтеатра шли советские пьесы, постановки русской и мировой классики. Труппа часто переезжала, и у нее долго не было постоянного помещения. Во второй половине 1960-х годов население Новгорода превысило сто тысяч человек. По советским нормативам крупным городам полагались новые здания театров с современным оборудованием. В 1970-х их начали строить массово, такие сооружения должны были стать архитектурными акцентами городов. Театральные режиссеры того времени искали новые подходы в искусстве, а инженеры и проектировщики — новые конструкции и формы, которые помогли бы воплотить творческие решения постановщиков. Проект драмтеатра в Великом Новгороде разработал Владимир Сомов, выпускник Московского архитектурного института. В 1970-х годах он работал в Гипротеатре — учреждении, в котором проектировали общественные здания. Место для будущей постройки выбрали на живописном берегу реки Волхов. По задумке, новое строение должно было гармонично войти в архитектурный ансамбль Новгорода с его древними памятниками. Строительство театра затянулось на десятилетие. Здание возвели в 1987 году, это было массивное сооружение с плавными линиями, остекленным фасадом и ажурными элементами во внутреннем декоре — арки и полуарки украшали фойе и зрительный зал. Перед входом в драмтеатр стояла ажурная скульптурная стела, по обеим сторонам — две башни. Появление здания в городе вызвало споры: многие горожане считали, что оно нарушает облик Новгорода. Его сравнивали с космическим кораблем — так сильно оно выделялось на фоне древней архитектуры. «Космический корабль» из железобетона Театр драмы в Великом Новгороде стал памятником советского модернизма — направления в архитектуре второй половины XX века. Характерными чертами этого стиля были остекленные фасады зданий, использование облицовочных материалов, декоративные витражи и мозаичные панно. При этом проекты разрабатывали индивидуально, учитывали региональные особенности. Архитектор Сомов проектировал сооружение именно для Новгорода и конкретного места на берегу реки. В разработке фасада участвовал Андрей Макаревич — будущий лидер рок-группы «Машина времени». Музыкант получил образование архитектора и в то время работал в Гипротеатре под руководством Владимира Сомова. Фасад украсила аркада — ряд бетонных арок, опирающихся на колонны. Сомов говорил, что во время работы над проектом его вдохновляла архитектура древнего Новгорода, церкви и храмы с арками, устремленными вверх. В фойе и в вестибюль театра проникал свет из больших окон, из них открывались виды на реку. В декоре интерьера архитектор использовал те же элементы, что и на фасаде, — арки, круги, дуги. Сомов бывал в Европе, изучал архитектурные решения и перенимал идеи, которые воплотил в конструкции сцены и зрительного зала. Для зала на 850 мест он сконструировал сцену, которая трансформировалась в 16 вариантах, чтобы режиссер мог реализовать свои замыслы. Снаружи здания построили пандусы: они вели на сцену и при необходимости по ним мог въехать внутрь автомобиль. Над партером разместился еще один, малый зал. Памятник советского модернизма сегодня Не все идеи Владимира Сомова удалось воплотить. Архитектор планировал сделать фасад здания красным, но в СССР тогда не выпускали цветной бетон. Заказывать иностранный материал было дорого, поэтому строение в итоге оставили белым. В эскизах остался и декор интерьеров: из экономии решили отказаться от цветных витражей. Две высокие водозаборные башни по сторонам от здания должны были питать фонтаны, которые так и не включили, а на их месте со временем разбили клумбы и газоны. На площади рядом с театром разместилась летняя эстрада, где можно было проводить уличные концерты и праздники. Но место было неудобным для публики, и от этой идеи тоже пришлось отказаться. Со временем некоторые элементы комплекса демонтировали, ажурную стелу перед входом разобрали из-за ветхости. Сейчас на сцене Новгородского академического театра драмы им. Ф. М. Достоевского идут российские пьесы и зарубежная классика. Здание собираются реконструировать, но сохранить его архитектурный облик. Автор: Маргарита Ковынева

Источник: culture.ru



Добавить комментарий