Как достижения космонавтики отразились в советском фарфоре

С 1920-х в СССР фарфоровые изделия использовали для агитации: на них писали революционные лозунги, рисовали портреты государственных деятелей. С развитием новых технологий — запуском первого искусственного спутника Земли — в фарфоре появилась новая тема, космическая. О том, как достижения советской науки отразились в этом виде искусства, читайте в материале портала «Культура.РФ». «Дорога к звездам открыта» В 1950-х в СССР началась «космическая эра»: 4 октября 1957 года запустили первый в мире искусственный спутник Земли. Через два года межпланетная станция «Луна-3» передала первые снимки обратной стороны Луны. Советский конструктор Сергей Королев говорил: «Наступит и то время, когда космический корабль с людьми покинет Землю и направится в путешествие. Надежный мост с Земли в космос уже перекинут запуском советских искусственных спутников, и дорога к звездам открыта!» Уже в 1960 году вокруг орбиты Земли облетели собаки Белка и Стрелка, а 12 апреля 1961 года в космос отправился первый человек — летчик Юрий Гагарин. Эти достижения прославили советскую науку. В агентстве France Press сообщали: «Советский Союз только что дал миру своего Христофора Колумба космического пространства». Достижения космонавтики отразились в советском искусстве. В книге «Абстракция в России XX века» писали: «В 60-е годы, когда началось освоение человеком Вселенной, самыми популярными становятся космические темы, которые интерпретировались языком абстракции и символов». В СССР снимали фильмы, писали стихи и создавали полотна о далеких планетах и звездах. Живописные панно с изображением Юрия Гагарина появлялись на торцах зданий, во дворах устанавливали детские площадки с сооружениями в форме ракет и спутников. В городах открывали планетарии, в школах — научные и технические кружки. Начиная с 1957 года космос все больше наполнял собой пространство повседневной жизни детей, будь то лестницы для лазания в форме ракеты на игровых площадках, самодельные макеты ракет в школьных классах, «сокровища» детских коллекций — почтовые марки, значки и вымпелы с космической тематикой. «Фарфоровый космос» В конце 1950-х тема космоса появилась и в советском фарфоре. Этот материал начали использовать для агитации еще в годы Гражданской войны. Искусствовед Николай Бесчастнов писал: «Стремление донести революционные идеи до каждого человека посредством нанесения специальных рисунков на массовое промышленное изделие породило то, что сегодня называется агитационным фарфором». В те годы художники Государственного фарфорового завода (позднее — Ленинградский фарфоровый завод, сейчас — Императорский фарфоровый завод) создавали посуду и скульптуры, в которых прославляли достижения советской промышленности и сельского хозяйства. Изделия, посвященные космонавтике, появились в 1950-х на крупнейших фарфоро-фаянсовых фабриках СССР: Ленинградском, Дулевском, Киевском, Конаковском заводах. Изготавливали их и на небольших предприятиях. Так, на Довбышском фарфоровом заводе в 1960 году создали шкатулки в виде межпланетной станции «Луна-3». В Житомире, на родине конструктора Сергея Королева, выпустили в его честь вазы. Темой интересовались знаменитые скульпторы, которые работали с фарфором: Аста Бржезицкая, Владислав Щербина, Валентина и Николай Трегубовы. Они создавали статуэтки, настенные тарелки, вазы, посуду. В аннотации к выставке «Фарфоровый космос» в Музее космонавтики в Москве писали: «Творчество… мастеров раскрывает в зримой форме взаимосвязь между человеком и дальними мирами. Статуэтки, бюсты, вазы, сервизы, панно с космическими сюжетами… становятся… напоминанием о великих событиях в истории человечества». В 1976 году на Дулевском фарфоровом заводе Аста Бржезицкая создала скульптурную композицию «Стыковка «Союз — Аполлон». Сюжетом стала стыковка советского и американского космических кораблей, которая произошла в июле 1975 года. Их сближение получило название «рукопожатие в космосе». Изготавливали подобные предметы и позже, в 1960–80-е годы. Героями скульптур и панно этого времени стали космонавты Юрий Гагарин, Герман Титов, Валентина Терешкова и другие. Создавали в это время и абстрактные произведения на тему космоса. Среди них — статуэтка «Хозяйка космоса», которую изготовила скульптор Людмила Шушканова. Основой для нее стала переработанная композиция «Хозяйка Медной горы» по сказкам писателя Павла Бажова. Часть изделий выпускали в единственном экземпляре — дарили космонавтам и конструкторам. В 1984 году специально для Анны Гагариной, матери Юрия Гагарина, на Коростенском фарфоровом заводе скульпторы Валентина и Николай Трегубовы и художница Елена Каневская изготовили сервиз. На его предметах изобразили портреты членов семьи Гагарина, его дом, а также планеты и звезды. Свой сервиз был и у космонавта Алексея Леонова — первого человека, который вышел в открытый космос. Чайную посуду для него создали на Дмитровском фарфоровом заводе в Вербилках в 2015 году. Там же изготовили несколько тарелок по эскизам другого советского космонавта — Владимира Джанибекова. Сегодня космические сюжеты в фарфоре не пользуются такой популярностью, как в советское время. Однако выпускать изделия на эту тему продолжают и в наши дни. А в 2017 году миниатюра скульптора Владислава Щербины «Следы на Луне» побывала в космосе — на борту Международной космической станции. Автор: Анастасия Войко

Как достижения космонавтики отразились в советском фарфоре

С 1920-х в СССР фарфоровые изделия использовали для агитации: на них писали революционные лозунги, рисовали портреты государственных деятелей. С развитием новых технологий — запуском первого искусственного спутника Земли — в фарфоре появилась новая тема, космическая. О том, как достижения советской науки отразились в этом виде искусства, читайте в материале портала «Культура.РФ». «Дорога к звездам открыта» В 1950-х в СССР началась «космическая эра»: 4 октября 1957 года запустили первый в мире искусственный спутник Земли. Через два года межпланетная станция «Луна-3» передала первые снимки обратной стороны Луны. Советский конструктор Сергей Королев говорил: «Наступит и то время, когда космический корабль с людьми покинет Землю и направится в путешествие. Надежный мост с Земли в космос уже перекинут запуском советских искусственных спутников, и дорога к звездам открыта!» Уже в 1960 году вокруг орбиты Земли облетели собаки Белка и Стрелка, а 12 апреля 1961 года в космос отправился первый человек — летчик Юрий Гагарин. Эти достижения прославили советскую науку. В агентстве France Press сообщали: «Советский Союз только что дал миру своего Христофора Колумба космического пространства». Достижения космонавтики отразились в советском искусстве. В книге «Абстракция в России XX века» писали: «В 60-е годы, когда началось освоение человеком Вселенной, самыми популярными становятся космические темы, которые интерпретировались языком абстракции и символов». В СССР снимали фильмы, писали стихи и создавали полотна о далеких планетах и звездах. Живописные панно с изображением Юрия Гагарина появлялись на торцах зданий, во дворах устанавливали детские площадки с сооружениями в форме ракет и спутников. В городах открывали планетарии, в школах — научные и технические кружки. Начиная с 1957 года космос все больше наполнял собой пространство повседневной жизни детей, будь то лестницы для лазания в форме ракеты на игровых площадках, самодельные макеты ракет в школьных классах, «сокровища» детских коллекций — почтовые марки, значки и вымпелы с космической тематикой. «Фарфоровый космос» В конце 1950-х тема космоса появилась и в советском фарфоре. Этот материал начали использовать для агитации еще в годы Гражданской войны. Искусствовед Николай Бесчастнов писал: «Стремление донести революционные идеи до каждого человека посредством нанесения специальных рисунков на массовое промышленное изделие породило то, что сегодня называется агитационным фарфором». В те годы художники Государственного фарфорового завода (позднее — Ленинградский фарфоровый завод, сейчас — Императорский фарфоровый завод) создавали посуду и скульптуры, в которых прославляли достижения советской промышленности и сельского хозяйства. Изделия, посвященные космонавтике, появились в 1950-х на крупнейших фарфоро-фаянсовых фабриках СССР: Ленинградском, Дулевском, Киевском, Конаковском заводах. Изготавливали их и на небольших предприятиях. Так, на Довбышском фарфоровом заводе в 1960 году создали шкатулки в виде межпланетной станции «Луна-3». В Житомире, на родине конструктора Сергея Королева, выпустили в его честь вазы. Темой интересовались знаменитые скульпторы, которые работали с фарфором: Аста Бржезицкая, Владислав Щербина, Валентина и Николай Трегубовы. Они создавали статуэтки, настенные тарелки, вазы, посуду. В аннотации к выставке «Фарфоровый космос» в Музее космонавтики в Москве писали: «Творчество… мастеров раскрывает в зримой форме взаимосвязь между человеком и дальними мирами. Статуэтки, бюсты, вазы, сервизы, панно с космическими сюжетами… становятся… напоминанием о великих событиях в истории человечества». В 1976 году на Дулевском фарфоровом заводе Аста Бржезицкая создала скульптурную композицию «Стыковка «Союз — Аполлон». Сюжетом стала стыковка советского и американского космических кораблей, которая произошла в июле 1975 года. Их сближение получило название «рукопожатие в космосе». Изготавливали подобные предметы и позже, в 1960–80-е годы. Героями скульптур и панно этого времени стали космонавты Юрий Гагарин, Герман Титов, Валентина Терешкова и другие. Создавали в это время и абстрактные произведения на тему космоса. Среди них — статуэтка «Хозяйка космоса», которую изготовила скульптор Людмила Шушканова. Основой для нее стала переработанная композиция «Хозяйка Медной горы» по сказкам писателя Павла Бажова. Часть изделий выпускали в единственном экземпляре — дарили космонавтам и конструкторам. В 1984 году специально для Анны Гагариной, матери Юрия Гагарина, на Коростенском фарфоровом заводе скульпторы Валентина и Николай Трегубовы и художница Елена Каневская изготовили сервиз. На его предметах изобразили портреты членов семьи Гагарина, его дом, а также планеты и звезды. Свой сервиз был и у космонавта Алексея Леонова — первого человека, который вышел в открытый космос. Чайную посуду для него создали на Дмитровском фарфоровом заводе в Вербилках в 2015 году. Там же изготовили несколько тарелок по эскизам другого советского космонавта — Владимира Джанибекова. Сегодня космические сюжеты в фарфоре не пользуются такой популярностью, как в советское время. Однако выпускать изделия на эту тему продолжают и в наши дни. А в 2017 году миниатюра скульптора Владислава Щербины «Следы на Луне» побывала в космосе — на борту Международной космической станции. Автор: Анастасия Войко

Источник: culture.ru



Добавить комментарий