28, 29 и 30 апреля в Прокопьевском драматическом театре пройдёт премьера спектакля Артёма Устинова «Город Эн» по одноимённому роману Леонида Добычина.
Опубликованный в 1934 году роман Добычина «Город Эн» — один из самых оригинальных текстов русской литературы. Нестандартная писательская оптика, образ мира и авторский язык, с помощью которых излагается своеобразная «история взросления» повествователя в дореволюционном Даугавпилсе, определили экспериментальность текста. В момент публикации роман был официально обвинён в формализме и оставался неизвестным для читателей вплоть до перестройки. «Город Эн», как и другие тексты Добычина, очевидно, относятся к «несценичной» прозе и фактически не имеют театральной истории.
Артём Устинов обратился к «Городу Эн» в рамках лаборатории «Эксперимент 123», проходившей в Прокопьевском драмтеатре в январе 2021 года. Теперь эскизную работу «дорастили» до полноценного спектакля.
О том, какой «ключ» он нашёл к этой прозе, Артём Устинов рассказывает так: «Добычин — это писатель обыденности. Но он может описать эту обыденность так, что ты начинаешь ощущать себя в каком-то ребусе. „Город Эн“ — это роман-конструктор, с первых же страниц он вываливает на тебя такое количество деталей, что ты начинаешь тонуть. Я человек аналитического склада ума, поэтому мне нравится всю эту кучу материала анализировать, и в работе над спектаклем этот момент анализа есть: мы рассказываем не саму историю города Эн, а ещё и историю людей, которые прямо сейчас в этом романе копаются, выискивают события, героев, реалии того времени — из чего вообще состояла жизнь мальчика-рассказчика (который немного „не от мира сего“) в начале века».
«Археологический» подход к материалу зафиксирован даже в списке действующих лиц: исполнитель роли «мальчика», Михаил Дмитриев, в нём обозначен как Главный герой, остальные артисты — Наталья Денщикова, Татьяна Дорофеева, Марина Королёва, Светлана Попова, Гоча Путкарадзе и Дмитрий Ячменев — названы Исследователями.
О визуальном решении спектакля рассказывает соавтор Устинова, художник Игорь Каневский: «У нас есть огромное количество деталей того времени, разложенных на столах, и мы эти детали рассматриваем под лупой, под взглядом видеокамеры, делаем из них теневой театр, используем современные методы наложений — рассматриваем каждый предмет с помощью разных визуальных возможностей». По мнению Каневского, этот подход помогает команде спектакля приблизиться к тому взгляду и вообще способу зрения, который предлагает в романе Добычин.
Напомним, Артём Устинов окончил театральный факультет Самарской академии культуры и искусств (2009) и режиссёрский факультет ГИТИСа (2014, мастерская Сергея Женовача). Поставил два десятка спектаклей в разных городах России, в том числе «Пер Гюнт» в Самарском театре юного зрителя «СамАрт», «Научи меня летать» и «История одного города» в Няганском ТЮЗе, «Зима, когда я вырос» и «Спички» в петербургском ТЮЗе им. А.А. Брянцева, «Клара Милич» в Русском драматическом театре Республики Башкортостан (Уфа), «За белым кроликом» в театре «Дилижанс» (Тольятти), «Аламжи» в Бурятском драматическом театре им. Х.Н. Намсараева (Улан-Удэ), «Мой Георг Отс» в театре «R.A.A.A.M.» (Таллин), «Сказки Чёрного леса» в Национальном театре Республики Карелия (Петрозаводск). Один из учредителей, актёр и режиссёр независимого «Уместного театра» (Самара). Неоднократный участник фестивалей «Артмиграция» и «Артмиграция — детям», номинант премии «Золотая Маска-2021».
Источник: oteatre.info